"О ценности знания и размышления в процессе приближения к Богу"
Слава Аллаху, Господу миров! Мир, милость и благословение Его Пророку и Посланнику Мухаммаду, Его праведному семейству и сподвижникам, всем вместе!
И далее:
Один из участников нашего проекта задал вопрос, который звучит следующим образом:
Я понимаю, что это сообщество очень полезно, и я смогу получить много нужной информации. Поможет ли это приблизиться к Богу, найти Его?
Мы постараемся ответить на эти вопросы в данной лекции.
Аллах (свт) говорит в 35 главе 28 аяте Св. Корана:
إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ
Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах — Могущественный, Прощающий.
Из данного аята мы видим, что степень богобоязненности верующего напрямую связано с уровнем его знания.
Один видных ученых, шейх ибн Касир в своем толковании к данному отрывку пишет:
«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» — т.е. «те кто боятся Его, как следует Его бояться» — это те у кого есть знания о Нем, потому что чем больше человек знает о Всемогуществе и Мощи Аллаха, тем более он богобоязненен.
Приводится история, что однажды к Имаму Джаъфару ас-Садыйку (АС)[1] пришли люди и задали вопрос: «О, имам Джаъфар! Мы обращаемся ко Всевышнему Аллаху (СВТ), но не получаем ответа на свои молитвы». На что он (ас) ответил: «Потому что вы взываете к тому, кого вы не познали». Данный асар приводится в книге «Таухид» пера известного ученого Шейха Садука.
Мы, как последователи авраамических, а некоторые из наших участников и не авраамических религий, знаем, что существует некое начало всего, первоисточник бытия, который мы называем Богом. Но многие ли из нас могут сказать, что да, действительно они познали Господа и чувствуют Его присутствие в своей жизни, что они действительно знают, кто такой Всевышний Создатель? Ведь фундаментальной основой этого познания является построение с Богом прямых, личностных отношений. А для построения этих личностных отношений, чтобы чувствовать своего собеседника, мы как минимум должны знать его. Но мы знаем, согласно Священным Писаниям, в частности Корану и Сунне Его Посланника (сас), что познание сущности Господа невозможно Его творением ввиду абсолютности Творца и ограниченности возможностей Его творений. В частности, в Св. Коране, в 42 главе, 11 стихе говорится:
Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий.
В другом же месте Корана, а именно в 6 главе, 103 стихе говорится:
Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он — Проницательный (или Добрый), Сведущий.
Так как же, в какой форме мы можем познать Всевышнего? И что же имеется ввиду в словах Имама Джаъфара (ас), приведенных выше?
Как мы можем приблизиться к Нему, прочувствовать Его в собственной жизни?
Когда Всевышний Создатель сотворил этот мир, этот мир стал отражением Его величественных сыфатов (свойств), Его качеств, Его имен. Потому что все, что существует в этом мире – это проекция того, что является качеством Всевышнего Создателя. Любовь, милосердие, сострадание… Гнев, справедливость, наказание…
Сотворение и разрушение. Поднятие и опускание. Расширение и сжатие. Все силы в природе. Если мы обратим внимание, то обнаружим, все эти природные силы и феномены описаны в 99 прекрасных именах Аллаха (свт), которые поведаны нам в Св.Коране.
В одном из хадисов Пророка (сас) (данный хадис приводится у Бухари под номером 6000, у Муслима под номером 2752) говорится:
«Аллах разделил милосердие на сто частей, оставив девяносто девять частей у Себя и ниспослав на землю одну часть, благодаря которой милосердие по отношению друг к другу проявляют все создания, в том числе и верховые животные, которые поднимают свои копыта повыше и убирают их от своих детёнышей, опасаясь задеть их»
Таким образом, да, мы не можем узреть Всевышнего Создателя нашими глазами и органами чувств, да, мы не можем познать Его сущность, как приводится в одном из асаров от имама Джаъфара в книге «Таухид», где он сравнил лицезрение Всевышнего с лицезрением яркого полуденного солнца. Мы знаем, что если посмотреть на солнце без всякой завесы перед глазами, то человек может ослепнуть от его яркости. Ведь его органы зрения не приспособлены воспринимать такой яркий свет. Но мы можем смотреть на все предметы, освещаемые солнцем, при этом не получая никакого вреда. Мы можем созерцать луну, отражающую свет солнца в летнем ночном небе и наслаждаться ее красотой. Посредством этого созерцания мы можем иметь некое представление о том, что есть свет солнца, что есть источник света. Так, Всевышний Создатель сотворил этот мир во всем его разнообразии, во всех его тонкостях и деталях.
В 13 главе, 3 стихе Св. Корана сказано:
وَهُوَ الَّذِي مَدَّ الْأَرْضَ وَجَعَلَ فِيهَا رَوَاسِيَ وَأَنْهَارًا وَمِن كُلِّ الثَّمَرَاتِ جَعَلَ فِيهَا زَوْجَيْنِ اثْنَيْنِ يُغْشِي اللَّيْلَ النَّهَارَ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ
Он — Тот, Кто распростер землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взрастил на ней из разных плодов по паре. Он покрывает день ночью. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих.
Благодарю тому, что этот мир многообразен и различен, и является знамением для нас, мы можем использовать его как инструмент познания Всевышнего. Потому что феномены и явления этого мира, какие бы формы они не принимали, все это было сотворено Господом. Все это является отражением могущества и мудрости Всевышнего. И чем больше мы изучаем мир во всех его феноменах, во всех его красках, тем больше мы познаем Всевышнего, тем больше приближаемся к Нему, сильнее понимаем масштабы мудрости Аллаха Тааля, его огромной силы. Если мы возьмем любой предмет и начнем пристально исследовать его, в частности в качестве примера, возьмем простого комара и посмотрим его устройство, в самом процессе изучения этого существа мы увидим, как все там все гениально и точно выверено. Именно в момент понимания этих явлений мы начинаем лучше осознавать гений и мудрость Господа, Его способность настолько точно произвести расчет. Об этом говорит сам Господь в Священном Коране, во 2 главе, стихе 26:
إِنَّ اللَّهَ لَا يَسْتَحْيِي أَن يَضْرِبَ مَثَلًا مَّا بَعُوضَةً فَمَا فَوْقَهَا فَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُوا فَيَعْلَمُونَ أَنَّهُ الْحَقُّ مِن رَّبِّهِمْ وَأَمَّا الَّذِينَ كَفَرُوا فَيَقُولُونَ مَاذَا أَرَادَ اللَّهُ بِهَذَا مَثَلًا يُضِلُّ بِهِ كَثِيرًا وَيَهْدِي بِهِ كَثِيرًا وَمَا يُضِلُّ بِهِ إِلَّا الْفَاسِقِينَ
Воистину, Аллах не смущается приводить притчи о комаре или том, что больше него. Те, которые уверовали, знают, что это — истина от их Господа. Те же, которые не уверовали, говорят: «Чего хотел Аллах, когда приводил эту притчу?». Посредством нее Он многих вводит в заблуждение, а многих наставляет на прямой путь. Однако вводит Он в заблуждение посредством нее только нечестивцев.
Отличительной чертой верующего человека является его способность к размышлению, о чем мы сказали выше. Существует множество преданий от Пророка (сас), Его Праведного семейства (ас) и верных сподвижников о важности разума (акля), размышления, понимания. Всевышний Создатель(свт) неоднократно говорит в Коране,
Разве вы не уразумеете?
Аллах Тааля призывает размышлять. Призывает изучать те знамения, которые Господь показывает в этом мире. И истину, в той степени, которую мы можем воспринять, мы познаем тогда, когда сможем изучить разные аспекты бытия с разных сторон, не ограничивая свое мировоззрение лишь определенными моделями восприятия и мышления. Когда мы научимся видеть этот мир с разных точек зрения и даже разным виденьем.
Говорит Всевышний в Св. Коране, главе 2, стихе 115:
وَلِلَّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ فَأَيْنَمَا تُوَلُّوا فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах — Объемлющий, Знающий.
Способность к познанию мира с разных точек зрения открывается только тогда, когда человек открывает для себя знание о других культурах, учениях, религиях, и их способах изучения и понимания процессов природы и феноменов этого мира. Когда человек будет способен выйти за рамки ограниченного культурными установками восприятия мира, именно тогда он будет способен посмотреть на явления этого мира с разных аспектов и увидеть их в более полной форме. Аллах Тааля в Священном Коране сам призывает людей изучать культурное, научное и философское наследие друг друга. Доводом тому служат слова Всевышнего, приводимые в 49 главе, 13 стихе Св. Корана:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий.
Если мы обратим внимание на историю жизни благородных Имамов (ас), а также ученых табиинов и утба ут-табиинов, мы обнаружим, что они в полной мере владели как знаниями своей религии, так и знаниями о ключевых элементах иных религий и философских учений, и могли вести научные диспуты с представителями разных религиозных и философских школ. В частности известны диспуты Имама Риды (ас) с христианскими и иудейскими учеными.
Позиция ислама такова, что он не отрицает, а напротив подтверждает все учения, бывшие до него, за исключением каких либо отдельных моментов, тем самым показывая, что большая часть религиозных и философских школ имеют общий источник. Часто мы можем слышать от наших оппонентов критику в адрес Св. Корана, что он является всего лишь калькой от Св. Писаний, бывших до него и что ничего нового, за исключением положений юриспруденции и религиозно-обрядовой специфики, в нем нет. На это Всевышний Господь сам отвечает в Св. Коране, в 5 главе, 48 стихе:
وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ مُصَدِّقًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهِ مِنَ الْكِتَابِ وَمُهَيْمِنًا عَلَيْهِ
Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их.
Как мы видим из этого отрывка, Св. Коран был ниспослан не для того, чтобы отбросить Писания, бывшие до него, но для того, чтобы дополнить их, подтвердить то, что было ниспослано ранее и сохранить то, что было утеряно.
Ислам, согласно вероучению этой религии и реальной исторической действительности, является последней мировой религией. Св. Коран – является последним увещеванием человечеству. Ислам не просто признает, но подтверждает то, что приведено в Инджиль (Евангелии), в Забур (Псалтири), в Таурат (Торе), и других Священных Писаниях. Все народы, которым были даны откровения, в исламе именуются термином Ахлю ль-Китаб, «люди Писания». К «Людям Писания» относятся не только народы, которым были ниспосланы вышеуказанные книги. В частности к Ахлю ль-Китаб относятся также последователи учения Заратустры, ведические культуры, и по некоторым мнениям последователи Буддизма.
Доказательством приводимых слов являются следующие аяты Св. Корана.
В 5 главе, 44 стихе говорится:
«Мы ниспослали Тору, в которой верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по ней решения для тех, кто исповедовал иудаизм»
В 4 главе, 163 стихе сказано:
«Давиду же Мы даровали Псалтырь»
А в 5 главе, 46 стихе сказано следующее:
«Мы отправили Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде в Торе. Мы даровали ему Евангелие, в котором верное руководство и свет. Оно подтвердило то, что прежде было ниспослано в Торе. Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных»
Люди различны. Народы различны. Каждая цивилизация проходила свой особый путь исторического развития. И каждое Писание было ниспослано народам в той форме, которая соответствовала их особенностям. И каждое Писание акцентировало внимание на тех или иных аспектах. Одному Всевышнему известно, сколько всего откровений было ниспослано на землю разным народам, ведь к каждому народу был отправлен свой посланник от Господа и согласно Священному преданию всего Пророков (ас) было по одной версии 124 000, а по другой 224 тыс. человек. Сказано в Св. Коране, в 35 главе, 24 стихе:
وَإِن مِّنْ أُمَّةٍ إِلَّا خَلَا فِيهَا نَذِيرٌ
И нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель.
Таким образом, в контексте мусульманской религии Св. Коран ниспослан как руководство и верный путь, где четко описаны инструкции, как оценивать ту или иную информацию, какое мнение является верным, чтобы изучая иные культуры и Писания, через сравнение с тем, что приводится в Св. Коране, анализировать тексты, которые ниспосланы до него и брать из них то, что полезно для нашей жизни как в пределах материального, так и нематериального бытия. И наше сообщество предназначено для того, чтобы открыть возможность каждому желающему изучать явления природы с разных позиций, разрушая ментальные барьеры, препятствующие адекватному восприятию реальности, понятия и установки, которые ограничивают наше мышление и не позволяют нам видеть картину миру целиком.
Только через процесс коммуникации, через общение людей с разным мировоззрением и культурой, знаниями, информацией достигается духовное и интеллектуальное развитие человека. И наше сообщество предназначено для того, чтобы каждый получил доступ к информации, включил в работу собственный разум, собственное аналитическое мышление, сопоставлял данные, критически оценивал их, чтобы найти истину. И придя к ней, смог обрести состояние внутреннего покоя. То самое состояние, о котором Господь говорит в Св. Коране, главе 89, стихах 27-30:
يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّةُ
ارْجِعِي إِلَى رَبِّكِ رَاضِيَةً مَّرْضِيَّةً
فَادْخُلِي فِي عِبَادِي
وَادْخُلِي جَنَّتِي
О обретшая покой душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!
Мир и молитвы Посланнику Аллаха и его праведному семейству, сподвижникам, всем вместе!
Слава Аллаху, Господу миров!
И далее:
Один из участников нашего проекта задал вопрос, который звучит следующим образом:
Я понимаю, что это сообщество очень полезно, и я смогу получить много нужной информации. Поможет ли это приблизиться к Богу, найти Его?
Мы постараемся ответить на эти вопросы в данной лекции.
Аллах (свт) говорит в 35 главе 28 аяте Св. Корана:
إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ
Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах — Могущественный, Прощающий.
Из данного аята мы видим, что степень богобоязненности верующего напрямую связано с уровнем его знания.
Один видных ученых, шейх ибн Касир в своем толковании к данному отрывку пишет:
«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» — т.е. «те кто боятся Его, как следует Его бояться» — это те у кого есть знания о Нем, потому что чем больше человек знает о Всемогуществе и Мощи Аллаха, тем более он богобоязненен.
Приводится история, что однажды к Имаму Джаъфару ас-Садыйку (АС)[1] пришли люди и задали вопрос: «О, имам Джаъфар! Мы обращаемся ко Всевышнему Аллаху (СВТ), но не получаем ответа на свои молитвы». На что он (ас) ответил: «Потому что вы взываете к тому, кого вы не познали». Данный асар приводится в книге «Таухид» пера известного ученого Шейха Садука.
Мы, как последователи авраамических, а некоторые из наших участников и не авраамических религий, знаем, что существует некое начало всего, первоисточник бытия, который мы называем Богом. Но многие ли из нас могут сказать, что да, действительно они познали Господа и чувствуют Его присутствие в своей жизни, что они действительно знают, кто такой Всевышний Создатель? Ведь фундаментальной основой этого познания является построение с Богом прямых, личностных отношений. А для построения этих личностных отношений, чтобы чувствовать своего собеседника, мы как минимум должны знать его. Но мы знаем, согласно Священным Писаниям, в частности Корану и Сунне Его Посланника (сас), что познание сущности Господа невозможно Его творением ввиду абсолютности Творца и ограниченности возможностей Его творений. В частности, в Св. Коране, в 42 главе, 11 стихе говорится:
Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий.
В другом же месте Корана, а именно в 6 главе, 103 стихе говорится:
Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он — Проницательный (или Добрый), Сведущий.
Так как же, в какой форме мы можем познать Всевышнего? И что же имеется ввиду в словах Имама Джаъфара (ас), приведенных выше?
Как мы можем приблизиться к Нему, прочувствовать Его в собственной жизни?
Когда Всевышний Создатель сотворил этот мир, этот мир стал отражением Его величественных сыфатов (свойств), Его качеств, Его имен. Потому что все, что существует в этом мире – это проекция того, что является качеством Всевышнего Создателя. Любовь, милосердие, сострадание… Гнев, справедливость, наказание…
Сотворение и разрушение. Поднятие и опускание. Расширение и сжатие. Все силы в природе. Если мы обратим внимание, то обнаружим, все эти природные силы и феномены описаны в 99 прекрасных именах Аллаха (свт), которые поведаны нам в Св.Коране.
В одном из хадисов Пророка (сас) (данный хадис приводится у Бухари под номером 6000, у Муслима под номером 2752) говорится:
«Аллах разделил милосердие на сто частей, оставив девяносто девять частей у Себя и ниспослав на землю одну часть, благодаря которой милосердие по отношению друг к другу проявляют все создания, в том числе и верховые животные, которые поднимают свои копыта повыше и убирают их от своих детёнышей, опасаясь задеть их»
Таким образом, да, мы не можем узреть Всевышнего Создателя нашими глазами и органами чувств, да, мы не можем познать Его сущность, как приводится в одном из асаров от имама Джаъфара в книге «Таухид», где он сравнил лицезрение Всевышнего с лицезрением яркого полуденного солнца. Мы знаем, что если посмотреть на солнце без всякой завесы перед глазами, то человек может ослепнуть от его яркости. Ведь его органы зрения не приспособлены воспринимать такой яркий свет. Но мы можем смотреть на все предметы, освещаемые солнцем, при этом не получая никакого вреда. Мы можем созерцать луну, отражающую свет солнца в летнем ночном небе и наслаждаться ее красотой. Посредством этого созерцания мы можем иметь некое представление о том, что есть свет солнца, что есть источник света. Так, Всевышний Создатель сотворил этот мир во всем его разнообразии, во всех его тонкостях и деталях.
В 13 главе, 3 стихе Св. Корана сказано:
وَهُوَ الَّذِي مَدَّ الْأَرْضَ وَجَعَلَ فِيهَا رَوَاسِيَ وَأَنْهَارًا وَمِن كُلِّ الثَّمَرَاتِ جَعَلَ فِيهَا زَوْجَيْنِ اثْنَيْنِ يُغْشِي اللَّيْلَ النَّهَارَ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ
Он — Тот, Кто распростер землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взрастил на ней из разных плодов по паре. Он покрывает день ночью. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих.
Благодарю тому, что этот мир многообразен и различен, и является знамением для нас, мы можем использовать его как инструмент познания Всевышнего. Потому что феномены и явления этого мира, какие бы формы они не принимали, все это было сотворено Господом. Все это является отражением могущества и мудрости Всевышнего. И чем больше мы изучаем мир во всех его феноменах, во всех его красках, тем больше мы познаем Всевышнего, тем больше приближаемся к Нему, сильнее понимаем масштабы мудрости Аллаха Тааля, его огромной силы. Если мы возьмем любой предмет и начнем пристально исследовать его, в частности в качестве примера, возьмем простого комара и посмотрим его устройство, в самом процессе изучения этого существа мы увидим, как все там все гениально и точно выверено. Именно в момент понимания этих явлений мы начинаем лучше осознавать гений и мудрость Господа, Его способность настолько точно произвести расчет. Об этом говорит сам Господь в Священном Коране, во 2 главе, стихе 26:
إِنَّ اللَّهَ لَا يَسْتَحْيِي أَن يَضْرِبَ مَثَلًا مَّا بَعُوضَةً فَمَا فَوْقَهَا فَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُوا فَيَعْلَمُونَ أَنَّهُ الْحَقُّ مِن رَّبِّهِمْ وَأَمَّا الَّذِينَ كَفَرُوا فَيَقُولُونَ مَاذَا أَرَادَ اللَّهُ بِهَذَا مَثَلًا يُضِلُّ بِهِ كَثِيرًا وَيَهْدِي بِهِ كَثِيرًا وَمَا يُضِلُّ بِهِ إِلَّا الْفَاسِقِينَ
Воистину, Аллах не смущается приводить притчи о комаре или том, что больше него. Те, которые уверовали, знают, что это — истина от их Господа. Те же, которые не уверовали, говорят: «Чего хотел Аллах, когда приводил эту притчу?». Посредством нее Он многих вводит в заблуждение, а многих наставляет на прямой путь. Однако вводит Он в заблуждение посредством нее только нечестивцев.
Отличительной чертой верующего человека является его способность к размышлению, о чем мы сказали выше. Существует множество преданий от Пророка (сас), Его Праведного семейства (ас) и верных сподвижников о важности разума (акля), размышления, понимания. Всевышний Создатель(свт) неоднократно говорит в Коране,
Разве вы не уразумеете?
Аллах Тааля призывает размышлять. Призывает изучать те знамения, которые Господь показывает в этом мире. И истину, в той степени, которую мы можем воспринять, мы познаем тогда, когда сможем изучить разные аспекты бытия с разных сторон, не ограничивая свое мировоззрение лишь определенными моделями восприятия и мышления. Когда мы научимся видеть этот мир с разных точек зрения и даже разным виденьем.
Говорит Всевышний в Св. Коране, главе 2, стихе 115:
وَلِلَّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ فَأَيْنَمَا تُوَلُّوا فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах — Объемлющий, Знающий.
Способность к познанию мира с разных точек зрения открывается только тогда, когда человек открывает для себя знание о других культурах, учениях, религиях, и их способах изучения и понимания процессов природы и феноменов этого мира. Когда человек будет способен выйти за рамки ограниченного культурными установками восприятия мира, именно тогда он будет способен посмотреть на явления этого мира с разных аспектов и увидеть их в более полной форме. Аллах Тааля в Священном Коране сам призывает людей изучать культурное, научное и философское наследие друг друга. Доводом тому служат слова Всевышнего, приводимые в 49 главе, 13 стихе Св. Корана:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий.
Если мы обратим внимание на историю жизни благородных Имамов (ас), а также ученых табиинов и утба ут-табиинов, мы обнаружим, что они в полной мере владели как знаниями своей религии, так и знаниями о ключевых элементах иных религий и философских учений, и могли вести научные диспуты с представителями разных религиозных и философских школ. В частности известны диспуты Имама Риды (ас) с христианскими и иудейскими учеными.
Позиция ислама такова, что он не отрицает, а напротив подтверждает все учения, бывшие до него, за исключением каких либо отдельных моментов, тем самым показывая, что большая часть религиозных и философских школ имеют общий источник. Часто мы можем слышать от наших оппонентов критику в адрес Св. Корана, что он является всего лишь калькой от Св. Писаний, бывших до него и что ничего нового, за исключением положений юриспруденции и религиозно-обрядовой специфики, в нем нет. На это Всевышний Господь сам отвечает в Св. Коране, в 5 главе, 48 стихе:
وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ مُصَدِّقًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهِ مِنَ الْكِتَابِ وَمُهَيْمِنًا عَلَيْهِ
Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их.
Как мы видим из этого отрывка, Св. Коран был ниспослан не для того, чтобы отбросить Писания, бывшие до него, но для того, чтобы дополнить их, подтвердить то, что было ниспослано ранее и сохранить то, что было утеряно.
Ислам, согласно вероучению этой религии и реальной исторической действительности, является последней мировой религией. Св. Коран – является последним увещеванием человечеству. Ислам не просто признает, но подтверждает то, что приведено в Инджиль (Евангелии), в Забур (Псалтири), в Таурат (Торе), и других Священных Писаниях. Все народы, которым были даны откровения, в исламе именуются термином Ахлю ль-Китаб, «люди Писания». К «Людям Писания» относятся не только народы, которым были ниспосланы вышеуказанные книги. В частности к Ахлю ль-Китаб относятся также последователи учения Заратустры, ведические культуры, и по некоторым мнениям последователи Буддизма.
Доказательством приводимых слов являются следующие аяты Св. Корана.
В 5 главе, 44 стихе говорится:
«Мы ниспослали Тору, в которой верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по ней решения для тех, кто исповедовал иудаизм»
В 4 главе, 163 стихе сказано:
«Давиду же Мы даровали Псалтырь»
А в 5 главе, 46 стихе сказано следующее:
«Мы отправили Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде в Торе. Мы даровали ему Евангелие, в котором верное руководство и свет. Оно подтвердило то, что прежде было ниспослано в Торе. Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных»
Люди различны. Народы различны. Каждая цивилизация проходила свой особый путь исторического развития. И каждое Писание было ниспослано народам в той форме, которая соответствовала их особенностям. И каждое Писание акцентировало внимание на тех или иных аспектах. Одному Всевышнему известно, сколько всего откровений было ниспослано на землю разным народам, ведь к каждому народу был отправлен свой посланник от Господа и согласно Священному преданию всего Пророков (ас) было по одной версии 124 000, а по другой 224 тыс. человек. Сказано в Св. Коране, в 35 главе, 24 стихе:
وَإِن مِّنْ أُمَّةٍ إِلَّا خَلَا فِيهَا نَذِيرٌ
И нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель.
Таким образом, в контексте мусульманской религии Св. Коран ниспослан как руководство и верный путь, где четко описаны инструкции, как оценивать ту или иную информацию, какое мнение является верным, чтобы изучая иные культуры и Писания, через сравнение с тем, что приводится в Св. Коране, анализировать тексты, которые ниспосланы до него и брать из них то, что полезно для нашей жизни как в пределах материального, так и нематериального бытия. И наше сообщество предназначено для того, чтобы открыть возможность каждому желающему изучать явления природы с разных позиций, разрушая ментальные барьеры, препятствующие адекватному восприятию реальности, понятия и установки, которые ограничивают наше мышление и не позволяют нам видеть картину миру целиком.
Только через процесс коммуникации, через общение людей с разным мировоззрением и культурой, знаниями, информацией достигается духовное и интеллектуальное развитие человека. И наше сообщество предназначено для того, чтобы каждый получил доступ к информации, включил в работу собственный разум, собственное аналитическое мышление, сопоставлял данные, критически оценивал их, чтобы найти истину. И придя к ней, смог обрести состояние внутреннего покоя. То самое состояние, о котором Господь говорит в Св. Коране, главе 89, стихах 27-30:
يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّةُ
ارْجِعِي إِلَى رَبِّكِ رَاضِيَةً مَّرْضِيَّةً
فَادْخُلِي فِي عِبَادِي
وَادْخُلِي جَنَّتِي
О обретшая покой душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!
Мир и молитвы Посланнику Аллаха и его праведному семейству, сподвижникам, всем вместе!
Слава Аллаху, Господу миров!
[1] Имам Джаъфар (ас) - это потомок Пророка (сас), является учителем Имама Азама Абу ханифы и имама Малика, основателей двух из пяти богословско-правовых школ ислама. Также считается, что именно Имам Джаъфар (ас) является основоположником и источником систематизированного мистического знания в исламе. В частности у имама Джаъфара брал уроки известный суфий и мистик Абу Язид Аль-Бистами.